Мышление образами

Автор: Денис Бугулов

Строго говоря, мышления образами нет. Достаточно здесь понять оперативный функционал мышления, чтобы прийти к определению: мышление – есть процесс переработки информации. И тут необходимо развести такие понятия как «информация» и «сигнал». Любое воспринимаемое воздействие на субъект – это сигнал. И здесь мы имеем 5 модальностей восприятия и пять соответствующих органов чувств, принимающих эти сигналы: ухо, кожа, глаз, язык,нос. Информацией сигнал становится только тогда, когда обретает вербальное обозначение. Иными словами – нет мышления без слова и слова без мышления.

Если же подходить к мышлению пространно, определяя его как «познавательную деятельность», как «опосредованный и обобщенный способ отражения реальности», то словосочетание «мышление образами» будет уместно. Однако такой подход вводит в ранг мыслящих существ все сущее (например, растения и кристаллы распознают свет и реагируют на него) и все проявления психики (например, галлюцинаторный бред). Соответственно, такой подход может иметь лишь сомнительный парадигмальный смысл и бесполезен, если ты хочешь применить это понятие по отношению к себе.

Преследуя сугубо утилитарные цели, остановимся на определении, данном в первом абзаце. Тогда работа непосредственно с образами становится «предмышлением», подготовкой к нему, скажем, сырьем или… неким ментальным полуфабрикатом. Без образа невозможно слово, но образ – еще не слово. Тщательно исследуя процесс, я пришел к следующей цепочке: сигнал – микродвижение – прообраз – чувственный образ – слово – мысль – «легенда». Это позволило выработать предельно эффективный алгоритм развития мышления, и цель данной статьи – дать первичное представление новой когнитивной методики, позволяющей повысить общую эффективность человека. Данная методика лежит в основе практического курса «Мышление образами». В данной статье не будет рассмотрен инструментарий (упражнения, прикладные и диагностические методики, алгоритмы принятия решений и проч.), он входит в материал курса, а также примеры практического применения методики (примеры и отзывы участников– предмет дальнейших публикаций). С программой курса можно подробней ознакомиться ЗДЕСЬ
Итак, начнем с того, чтобы расшифровать заявленную выше операционную последовательность.

1.    Как это работает
Любой сигнал, поступающий на органы чувств, приводит в движение тело. Это происходит автоматически и по большей части незаметно. Более или менее регистрируемы микродвижения на уровне движения глазного яблока и языка. Активно манифестируется этот же момент переработки сигнала через непроизвольную двигательную активность – мелкую моторику, артикуляцию, жесты, позы и проч. Тело, как телефонная мембрана Эдиссона, «вибрирует» в ответ на любое внешнее воздействие, а мышечное движение в свою очередь порождает образ. Движение переводит сигнал в планиметрию (именно поэтому мысль может быт описана математически через сложные поверхности); тело и жесты описывают возникающий в пространстве образ без предварительной специальной математической обработки: например, если возникающий образ объемный или плоский мы покажем это движением ладонями, делая невидимый собеседнику образ – видимым. Геометрическая форма далее заполняется модальностями (цвет, размер, форма, тактильные и кинестетические ощущения, температура, звук, запах), подобно тому как эскиз, выполненный простым карандашом, превращаясь в картину, обретает цвет. Здесь первичный геометрический образ – или прообраз – обретает чувственное звучание, становится полноценным образом и далее «одевается» в слова. Слова связываются в смыслы, смыслы выкладывают историю («легенду»), вписываемую в перманентный миф о себе и мире, разделяемый индивидуумом. При этом каждая стадия влияет на соседнюю: миф определяет легенду, легенды определяют миф (под «легендой» я здесь принимаю некое субъективное умоположение относительно любого рассматриваемого феномена). Или: мультимодальность образа определяет слово, слово фильтрует модальности восприятия (так если в языке нет слова, описывающего ту или иную характеристику объекта, данная характеристика не воспринимается – см. работы Фердинанда де Соссюра, Ролана Барта и др.).

Примечательно, что данная цепочка работает как при воспроизведении реального опыта, так и в случае работы воображения, что объясняется фактом отсутствия в психике аналогового воспроизведения как такового (Воспоминания. Сны. Реальность).Условное отличие воспоминания от воображения состоит лишь в мере произвольности воссоздания материала. Активация воображения так же начинается с микродвижения. Различие лишь в том, что оно провоцируется не извне.

2.    Как это использовать
Понимание алгоритма работы позволяет вмешиваться в процесс на любой его стадии, и наиболее эффективно такое вмешательство на ранних стадиях. Так регистрация и искусственное усиление микродвижения способно ускорить образование и прояснение образа. Мы отыгрываем телом полученный сигнал, и это отреагирование носит имитационный характер. Глядя на дерево, тело стремится «стать» им, глядя на воздушный шар оно – «округляется». Именно имитация лежит в основе любого познания и обучения. Мы становимся тем, что хотим постичь. В этом и состоит йога сознания. Усиление микродвижения – это первый уровень воздействия и осуществляется на стыке микродвижение – прообраз.

Тот факт, что процесс думанья – телесен, а ощущение мысли – осязательно (по ощущениям мысль именно движется) не очевиден в силу чудовищной диссоциации современного человека. Особенно катастрофичен масштаб самоотчуждения серди представителей академической мысли, т.е. специалистов, чьим инструментом как раз и должно было бы быть мышление и в чьи обязанности входит определение самого мышления. Унаследованная европейской культурой Аристотелевская школа отделение логики от чувств привела к печальному вырождению мысли. Замечу, что данное отделение действительно уместно при работе с простейшими (техническими) задачами, когда мы самостоятельно оперируем максимум двумя неизвестными одновременно, и нефункционально в работе со сложными и живыми системами. Именно в результате такого разделения человечество пошло по пути технологического развития. По той же причине в кино и литературе популярен образ ученного, т.е. человека профессионально мыслящего, подаваемый в гротескном и снисходительном ключе.

Следующий, второй,уровень воздействия – уровень, на котором происходит концентрация на первичном, «телесном» образе и переход к чувственному образу.

Любая концентрация возможна лишь при условии наличия динамики внимания (что звучит парадоксально), в противном случае мы приходим к остановке «внутреннего диалога», т.е. мышления, как такового и волевого усилия в принципе. Данный процесс активно используют в религиозных практиках. Нам же нужно обратное – концентрация, а не «растворение». Устойчивость концентрации внимания на первичном образе обеспечивается углублением в него за счет активации модальностей. Чем больше их задействовано, тем больше степеней свободы, тем вариативной движение внимания внутри данного объекта, тем дольше мы можем быть на нем сосредоточены. Это как в игре: чем больше вариантов действий, тем больше потенциал игры (сравните шахматы и домино). Когда мы активируем все модальности восприятия, вариантов переходов и связок между ним становится так много, что сплетается цельный и устойчивый чувственный образ. Соответственно, для повышения эффективности мышления здесь мы используем сознательное акцентирование на всех его модальностях.

Третий уровень воздействия происходит в связке образ – слово. Собственно, только на этой стадии ментальной активности и начинается процесс переработки информации и мышление как таковое. Здесь эффективность процесса определяется во многом тем, насколько человек владеет словом. Тут важны и словарный запас, и пресловутый эмоциональный интеллект. Данная связка – обширное поле под юрисдикцией литературы и поэзии.

Четвертый уровень приходится на связку слово – мысль. Этим занимается формальная логика. Пятый, соответственно, заключается в переходе от мысли к «легенде» и определяется мировоззрением (мифологией) разделяемой человеком. Представляемая здесь методика подразумевает работу на первых трех уровнях воздействия.

3.    Что мешает?
Прежде всего и более всего мешают думать телесные зажимы, из-за которых тело не может расслабиться и не «вибрирует» в ответ на сигнал; или этопроисходит, но слабо и неполно. Причины телесных зажимов изучает телесно ориентированная психология. Здесь укажу, что любой зажим – проявление защитного механизма психики. Психика защищает «я» человека, его я-концепцию. Пока есть концепция – есть эго человека. Пока есть концепция – есть ограничения. Пока есть ограничения, будет то, что не сможет войти в содержания эго. Процесс вытеснения содержаний из эго или недопущения их – вызывают боль. Страх боли– тело контейнирует через зажимы.

Данная проблематика лежит за пределами психологии, занимающейся данным вопросом. Единственный путь обретения «пластичного» тела и минимизации страхов лежит через получение адекватной я-концепции, что, в свою очередь, подразумевает наличие правильного мировоззрения. Главные положения такого мировоззрения изложены мною в книге «Закон солнца. Основы управления».

Далее… мыслить мешает отсутствие достаточной концентрации, привычка к поверхностному чувственному восприятию: человек «не вникает» в предмет. Технологизация и информатизация жизни, темпы развёртывания потребительской культуры приводят к формализации отношений и самоотношения. Из этого пункта следует деградация культуры отношений и понижение уровня эмоционального интеллекта общества. Последнее делает недоступным искусство в целом, и в частности художественную литературу и поэзию.Искусство замещается индустрией развлечений. Неразвитый литературный вкус приводит к оскудение вербального потенциала, а значит, и способности мыслить и решать нетехнические задачи.

4.    Где выход?
Указание выхода из сложившейся социокультурной ситуации на глобальном уровне не входит в задачи данной статьи. Однако каждый человек, ознакомившись с данной статьей, уже может сделать необходимые выводы для самостоятельных позитивных действий. Наиболее простой выход – пройти обучение. Понимая, что в силу разных причин не каждый сможет себе этого позволить, со своей стороны вижу необходимость в развитии, адаптации и распространении методики в виде дальнейших статей и иного рода печатных материалов. Надеюсь, мне удастся написать и издать пособие по развитию мышления интеллектуально доступное для широкого читателя.

А пока – почувствуйте прочитанное телом, отловите импульс в теле, сознательно усильте его – и к вам обязательно придет образ, который укажет, что делать. Вам останется только правильно (и без моей помощи) его проинтерпретировать.

__________________

МЫШЛЕНИЕ ОБРАЗАМИ
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ
__________________

ПОЗВОНИТЬ