СОЛНЕЧНОЕ Я

«Солнечное Я» – это название уникального мастер-класса по работе с объемной мандалой.

Что значит – мандала и что значит «объемная»?
На санскрите мандала означает круг. В арт-терапии обычно мандалы рисуют, и любой рисунок в круге можно использовать в рамках данного терапевтического метода. Как метод работа с мандалой уже пережил свой бум, но сам метод так и остался нераскрытым… Да, есть общее понимание, что через мандалу человек проявляет свой внутренний мир и, значит, внутреннее можно как-то считать и, более того, трансформировать, но… Целенаправленная работа требует ясных определений, а попытки дать их спотыкались каждый раз о ложную задачу объективного прочтения символа (что по определению невозможно). В результате работа с мандалой, как и с любым проективным материалом, осталась больше искусством, чем методом,эффективность которого– прямо пропорциональна мастерству специалиста. Относительно устойчивый алгоритм интерпретации (пусть, не сама интерпретация!) возможен лишь в рамках отдельной мифологии, но какой из них отдать предпочтение?
Все эти трудности перевода с языка психики на язык ума не миновали и меня, когда я взялся за разработку методики, которая бы меня самого устроила. О том, как удалось справиться с этим – расскажу, пожалуй, в следующей статье. А сейчас остановлюсь на том, что «Солнечно Я» – это know-how. И не только как методика считывания и коррекции психодинамических процессов личности, но и в техническом плане. Здесь Вам не нужны ни карандаши, ни бумага.

Впервые (!) терапевтическая Мандала стала объемной, наборной и динамичной. Каждый элемент (а их в наборе 100 шт.) выпечен из стекла. 10 цветов х 10 видов (см. картинку). Выбор в качестве материала стекла взвинтил себестоимость, но каждая попытка заменить стекло чем-то подешевле будто обкрадывала нас: терялась сама живость и… интимность в процессе работы. На каждый элемент был наклеен мягкий магнит, после чего стало возможным передвигать паззлы своей души по гладкой металлической поверхности… Металлическая поверхность ограничена в круг, круг в деревянную рамку – и все это вместе с мешочком, полным стеклянных элементов – упаковано в коробочку.

Итак, каждый участник «Солнечного Я» получит возможность собрать мандалы себя, тех или иных событий или своих близких. Я научу Вас делать это самостоятельно. Плюс научу «читать» эти круглые и красивые произведения искусства и научу менять собственные состояния с их помощью. И это не все…

Мифология круга
Воспринимая любой объект, человек проецирует на него себя, будь то: ваза, клякса, кукла, другой человек… Круг особенно хорош для этого, так как почти не ограничивает это процесс, а, точней, ограничивает в соответствии с образом нашего восприятия. Если мы хотим оглядеться, то разворачиваемся вокруг себя. В результате мир воспринимается нами как нечто целостное, равноудаленное от нас, и потому мы говорим о «кругозоре», а не, скажем, об эллипсоиде или «квадразоре». Но вот что человек поместит в этот круг – вопрос. У нас есть светлая область перед нами и темная – за нами. Светлая – видимая, осознаваемая. Сзади – темная, неконтролируемая. Потому на любом рисунке нижняя часть автоматически будет представлять «все наше за спиной» – т.е. иррациональное, в верхняя половина – наше рациональное. Обычно левое – ненадежное (большинство людей живут как правши), правое – верное. «Руку верную даю – пишущую, правую» (М. Цветаева). Потому левая часть рисунка – женская, а правая – мужская. С другой стороны, время у европейцев течет слева на право (как читаем), а значит, левая часть рисунка – прошлое, а правая – будущее. Но даже не у всех европейцев так. У меня, например, время течет от меня, значит, верхняя часть рисунка – будущее, в прошлое – нижняя часть. А у большинства, кроме того, что есть тренд слева направо, время еще течет по часовой стрелке. А если, скажем, человек повернут (как я) на гороскопах, то он еще разделит сектора круга по домам Зодиака и неосознанно будет распределять элементы рисунка по «домам»!

Что делать?
Ничего. Просто надо сразу задать ту мифологию, по правилам которой мы будем играть, и не претендовать на объективность и универсальность. Да, и, желательно, чтобы она была легко ассимилируема. Это страшновато осознавать, но Пространство с нами играет в любые игры. Во что веришь, то и оказывается инсталлировано в нас, как программа. Какую именно мифологию круга я предлагаю в работе с мандалой – сейчас не скажу. Чтобы сохранить интригу… Но гарантирую ее понятность, простоту и естественность.

Цвета
Если ранее мы говорили о мифологии круга и его частей, то сегодня коснемся мифологии цвета. Действительно за каждым цветом в каждой культуре есть свои довольно устойчивые коннотации. Было бы заманчиво просто закрепить лаконичными формулировками значения основных цветов и далее – конструировать смыслы. Однако… цвета бывают сложными. За каждым цветом стоят как позитивные, так и негативные ассоциации. При сочетании два цвета дают третий, неалгебраический результат. Два цвета в сочетании с третьим также получают новые смыслы и т.д. Кроме того, интерпретация цвета меняется в зависимости от его распространенности/доминирования в рисунке, интенсивности, места положения и того, что, собственно, изображено и… под каким углом.

Возьмем в качестве цветового примера этикетку (см. рисунок), которую мы разработали вместе с Татьяной Залуцкой. Здесь использованы три цвета: морковно-оранжевый (далее оранжевый), белый (фон) и черный. Казалось бы, несложно. Оранжевый – цвет солнца, что подкрепляется тематически. Фон – белый и здесь, скорей, воспринимается как отсутствие цвета (воздух). Черный – в европейской традиции устойчиво воспринимается как цвет негатива, страха, отрицания, смерти. Однако черные тут только буквы и черта – т.е. не самостоятельные и/или фигуративные элементы. Черные буквы на белом фоне – это стандарт, и при беглом восприятии черный здесь не воспринимается как цвет. В сухом остатке имеем один действующий цвет – цвет солнца.

Однако при медитативном созерцании этикетки мы все равно возвращаемся к цветовой троице, и психика, лишенная шаблонного контекста, воспринимает концептуальную (символическую) полярность: жизнь (оранжевый) и отсутствие жизни (черно-белый формализм). Или: «табула раса» (белый) и след-отпечаток в пространстве (черные буквы), через что ум уже создает свои смыслы, границы и само прошлое на пути к Солнцу (оранжевый). Красиво? По-моему, да. Возможна ли другая интерпретация? Конечно. А какая верная? Та, которая зацепит лично Вас… И это мы еще умышленно упустили множество дополнительных факторов.

В отличии от рисунка при работе с объемной магнитной мандалой число факторов минимизировано и контролируемо. Из форм имеем: круги двух размеров, квадратики трех размеров, треугольники двух размеров, прямоугольник одного размера и палочки двух размеров. Каждый вариант представлен в 10-ти цветовых решениях. Цвета не смешиваются. В силу раздельности элементов сочетания (двойные, тройные и т.д.) не меняют собственные смыслы каждого цвета. Потому при интерпретации цветового значения можно обойтись всего 3 сопутствующими факторами:
– положение на диске,
– форма;
– размер.

Рассмотрим далее некоторые варианты для интерпретации отдельного элемента с учетом его цвета, формы,размера и положения на диске.

Простейшие примеры
Рассмотрим четыре картинки. На каждой из них элемент находится в центре мандалы. Центр – это главная потребность человека и/или его корневая идентичность. На первой картинке видим большой оранжевый круг. Ведущая потребность человека, выложившего такой вариант – потребность в поддержке, тепле, любви и принадлежности. Размер только подчеркивает дефицит этого. Следует заметить, что для существования дефицита необходимы 2 условия: наличие потребности и ее неудовлетворенность. Это мало кто понимает. (Так, если у меня нет потребности в поэзии, то отсутствие в моем доме книг со стихами не создает во мне соответствующий дефицит). Упомянутая выше потребность может быть выражена как инфантильной личностью, так и осознающим себя взрослым, страстно ищущим Бога. Эта же потребность может быть реализована через идентификацию с ней, т.е. в таком случае человек сам становится солнцем для других. И это может выглядеть навязчиво.

На второй картинке – красный треугольник средних размеров. Человек здесь проявляет свою потребность в самореализации (утверждении своего эго через власть, признание и славу) и полон энергии и решимости (красный цвет). Вероятно, сам ведет себя как треугольник (знак лидерства), иначе не решился бы ставить треугольник в центр.

На третьей снова видим треугольник в центре, но уже маленький, синий и вершиной вниз. Синий говорит о самопогружении, рефлексии, интроверсии. Направленность вниз еще больше усиливает этот мотив. Маленький размер свидетельствует о чувстве незащищенности, потерянности, зависимости. Суммарная интерпретация: человек находится в кризисном состоянии постижения своего иррационального (Ид) и в этом ищет самореализацию.

На четвертой картинке имеем темно-зеленый квадрат среднего размера. Квадрат говорит о потребности в устойчивости, надежности, правильности. Зеленый – цвет гармонии, а темно-зеленый (болотный) свидетельствует о наличии при этом существенного объема вытесненного материала. Такой человек либо сам находится в состоянии острой нестабильности и ищет стабильность, либо сам для всех олицетворяет такую стабильность, консервативность и некоторую медлительность.

Магия и творчество
На одной из своих недавних программ, которая называлась «Управление реальностью», сказал, что магия есть творчество, а творчество – есть магия. И все, что я делаю как специалист – творчество и магия. Чтобы не слишком углубляться здесь, перенесу освещение данной темы в формат отдельной статьи. Напишу. Обязательно, напишу…. Пока же скажу, что «Солнечное Я» – дело откровенно магическое и – творческое.

Магия не начинается с мухоморов, ритуалов, заклинаний и проч. Творчество не «начинается с вешалки» или кисточек. И то, и другое начинается с изменения взгляда на мир. В этом едином пространстве творчества и магии нет почти ничего устойчивого, неизменного. Иначе невозможно создание нового, т.е. того чего нет и не было. Все остальное – технология, ремесло, конвейер, «культурный консерв», эклектика, компиляция – алгебраическое сложение известного для получения заранее известного.

Каждый из нас вправе делать выбор: А) жить скучно, но комфортно или Б) интересно, но без каких-либо гарантий. Алгебра говорит: от перестановки мест слагаемых, сумма не меняется. Магия говорит: когда я становлюсь тобой, а ты становишься мною, не остается ни тебя, ни меня… возникнет что-то принципиально новое. Так рождается и растет ребенок (а психологи, помогая семье, все пытаются объяснить компилятивному уму родителей, что он – не мама, не папа, не где-то между ними и не среднее арифметическое).

Я за вариант Б). Может, потому в школьной математике любил геометрию, а химию предпочитал физике. И химия, и мандалы – наука о превращении.

Как это работает
Условием любого воздействие является соприкосновение – видимое или невидимое. В психотерапии такое соприкосновение подразумевает контакт внешнего и внутреннего. Чтобы это случилось, внешнее должно быть «узнанным» (как, например, Троянский конь). Само узнавание это происходит через некое тождество, обычно – ассоциативное. Суть тождества заключается в единстве «состояния».

В работе с объемной мандалой психика должна «узнать» элементы. Для этого предварительно мы будем входить в медитативные состояния, «пропитывая» через созерцание разноцветные и разноформенные стеклышки явными и скрытыми содержаниями собственной психики. Когда такое закрепление происходит, то дальнейшее передвижение, скажем, квадратика или треугольника в круге – автоматически меняет и внутренний «рисунок» человека. Так действует любая влияющая методика. Только, например, в психоанализе передвигают внутренние фигуры через условные (кодовые) слова, в юнгианской песочнице – двигают фигурки, в расстановках двигаются заместители. Все это – если, конечно, это подлинная душевная работа – происходит в поле (Поле!).

Потому без правильного состояния (в которое я буду учить входить) любая работа с психикой (через мандалу или как иначе) – мартышкина грамота. Эта «передача» состояния и есть главное, сакральное в обучении. Никакие книги и видео это не заменят.

Преимущества и недостатки
Начнем с недостатков объемной магнитной мандалы. Во-первых, количество вариантов самовыражения ограничено размером магнитного диска, количеством элементов, заданными формами и размерами. Это не работа с рисунком… Во-вторых, чтобы полноценно пользоваться этой методикой, надо пройти обучение (разовое и не сложное, но тем не менее). В-третьих, стоимость комплекта – 80 BYN. Правда, стоимость одного комплекта для участника мастер-класса – 50 BYN. Больше одного комплекта по такой цене участник приобрести не может.
А теперь,очевидные преимущества:

  1. КРАСОТА метода.
  2. ГЛУБИНА воздействия.
  3. НОВИЗНА. Это know-how и авторский метод.
  4. ПРОСТОТА в использовании.
  5. Наличие алгоритма для интерпретации.
  6. Вам не нужно обладать специальными изобразительныминавыками и не нужно приобретать бумагу, краски, глину и проч. – все необходимое имеется в наборе.
  7. Задействованы натуральные, не синтетические материалы (стекло, дерево, сталь), что обеспечивает тактильную привлекательность. Данный момент немаловажен, так без этого не происходит «вхождение» в материал и в метод.
  8. Возможность «бесконечного» использования.
  9. Динамичность – вы можете в любой моментвозвратиться к работе, переделать, начать заново.
  10. Полюбившиеся варианты можно запечатлеть на фото (сделать своеобразное портфолио) или просто, повесить нужный вам для медитации вариант на стенку или холодильник.
  11. Портативность. Набор удобен в работе и транспортировке.
  12. Это хороший подарок.
    Думаю, я рассказал достаточно об этом методе, чтобы те, кому это нужно, поняли это. До встречи на мастер-классе. Желаю Вам продуктивной работы над собой.

+375291211872
Мастер-класс по работе с объемной мандалой пройдет
13 января
27 января
10 февраля

Часто задаваемые вопросы (FAQ)
1.Многие спрашивают, обязательно ли приобретать комплект. Нет, вовсе не обязательно, мы выдадим каждому участнику все необходимое на время мастер-класса. Но если кто хочет уйти с мастер-класса, унеся не только знания и навык, но и что-то «материальное» – он получит такую возможность. Более того, для участника мастер-класса стоимость комплекта 50 BYN, тогда как собственная его стоимость 80 BYN.

2.Надо ли обладать какими-либо предварительными знаниями, чтобы понять мастер-класс? Нет, не надо. Но желательно предварительно прочитать Джоанну Келлогг (Joan Kellogg) в пересказе А.И. Копытина (Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала», 2005), чтобы знать заранее, чего не будет.

3.А есть ли смысл в интерпретациях, если они неизбежно субъективны? Есть, если вы сами относитесь к себе как к субъекту (а не объекту). Но если вы предпочитаете самопознанию вариант, при котором кто-то «объективный» сказал бы вам кто вы и какой, то интерпретация мандал окажется делом напрасным и лишним.

4.Можно ли по мандале диагностировать человека, если его не знаешь? Диагностировать не надо. Можно лишь выстроить свои предварительные гипотезы. Чтобы диагностировать, надо пообщаться с человеком. А лучше всего, диагностировать при помощи мандалы самого себя. Правда, здесь очень понадобится одно редкое качество: честность перед собой.

5.Надо ли человеку все время капаться в себе? Есть заповеди – вот, живи, не греши, и будет тебе счастье.Скажу так: ни копаться в себе, ни окапываться не надо. Лучше творить себя и вокруг себя. Только через со-творение можно понять то, что хочешь понять. Любая вещь и любое слово без такого понимания – бездушны, а заповеди без души – мертвы.

6.Как часто есть смысл раскладывать себя? Я бы не рекомендовал без нужды делать это чаще, чем раз в 28 дней. Но если возникла острая ситуация, вы разбалансированы, сметены, огорчены – не тяните, берите мандалу в руки и заново центрируйте себя.

7.Будут ли мастер-классы повторяться? Да. Будут. Более того, я планирую создать отдельный трехдневный курс по работе с мандалой для профессионалов. Туда смогут попасть только те, кто прошел первый однодневный мастер-класс «Солнечное Я».

Автор: ДЕНИС БУГУЛОВ

ПОЗВОНИТЬ