СОЛНЕЧНОЕ Я

«Солнечное Я» – это название уникального мастер-класса по работе с объемной мандалой.

Что значит – мандала и что значит «объемная»?
На санскрите мандала означает круг. В арт-терапии обычно мандалы рисуют, и любой рисунок в круге можно использовать в рамках данного терапевтического метода. Как метод работа с мандалой уже пережил свой бум, но сам метод так и остался нераскрытым… Да, есть общее понимание, что через мандалу человек проявляет свой внутренний мир и, значит, внутреннее можно как-то считать и, более того, трансформировать, но… Целенаправленная работа требует ясных определений, а попытки дать их спотыкались каждый раз о ложную задачу объективного прочтения символа (что по определению невозможно). В результате работа с мандалой, как и с любым проективным материалом, осталась больше искусством, чем методом,эффективность которого– прямо пропорциональна мастерству специалиста. Относительно устойчивый алгоритм интерпретации (пусть, не сама интерпретация!) возможен лишь в рамках отдельной мифологии, но какой из них отдать предпочтение?
Все эти трудности перевода с языка психики на язык ума не миновали и меня, когда я взялся за разработку методики, которая бы меня самого устроила. О том, как удалось справиться с этим – расскажу, пожалуй, в следующей статье. А сейчас остановлюсь на том, что «Солнечно Я» – это know-how. И не только как методика считывания и коррекции психодинамических процессов личности, но и в техническом плане. Здесь Вам не нужны ни карандаши, ни бумага.

Впервые (!) терапевтическая Мандала стала объемной, наборной и динамичной. Каждый элемент (а их в наборе 100 шт.) выпечен из стекла. 10 цветов х 10 видов (см. картинку). Выбор в качестве материала стекла взвинтил себестоимость, но каждая попытка заменить стекло чем-то подешевле будто обкрадывала нас: терялась сама живость и… интимность в процессе работы. На каждый элемент был наклеен мягкий магнит, после чего стало возможным передвигать паззлы своей души по гладкой металлической поверхности… Металлическая поверхность ограничена в круг, круг в деревянную рамку – и все это вместе с мешочком, полным стеклянных элементов – упаковано в коробочку.

Итак, каждый участник «Солнечного Я» получит возможность собрать мандалы себя, тех или иных событий или своих близких. Я научу Вас делать это самостоятельно. Плюс научу «читать» эти круглые и красивые произведения искусства и научу менять собственные состояния с их помощью. И это не все…

Мифология круга
Воспринимая любой объект, человек проецирует на него себя, будь то: ваза, клякса, кукла, другой человек… Круг особенно хорош для этого, так как почти не ограничивает это процесс, а, точней, ограничивает в соответствии с образом нашего восприятия. Если мы хотим оглядеться, то разворачиваемся вокруг себя. В результате мир воспринимается нами как нечто целостное, равноудаленное от нас, и потому мы говорим о «кругозоре», а не, скажем, об эллипсоиде или «квадразоре». Но вот что человек поместит в этот круг – вопрос. У нас есть светлая область перед нами и темная – за нами. Светлая – видимая, осознаваемая. Сзади – темная, неконтролируемая. Потому на любом рисунке нижняя часть автоматически будет представлять «все наше за спиной» – т.е. иррациональное, в верхняя половина – наше рациональное. Обычно левое – ненадежное (большинство людей живут как правши), правое – верное. «Руку верную даю – пишущую, правую» (М. Цветаева). Потому левая часть рисунка – женская, а правая – мужская. С другой стороны, время у европейцев течет слева на право (как читаем), а значит, левая часть рисунка – прошлое, а правая – будущее. Но даже не у всех европейцев так. У меня, например, время течет от меня, значит, верхняя часть рисунка – будущее, в прошлое – нижняя часть. А у большинства, кроме того, что есть тренд слева направо, время еще течет по часовой стрелке. А если, скажем, человек повернут (как я) на гороскопах, то он еще разделит сектора круга по домам Зодиака и неосознанно будет распределять элементы рисунка по «домам»!

Что делать?
Ничего. Просто надо сразу задать ту мифологию, по правилам которой мы будем играть, и не претендовать на объективность и универсальность. Да, и, желательно, чтобы она была легко ассимилируема. Это страшновато осознавать, но Пространство с нами играет в любые игры. Во что веришь, то и оказывается инсталлировано в нас, как программа. Какую именно мифологию круга я предлагаю в работе с мандалой – сейчас не скажу. Чтобы сохранить интригу… Но гарантирую ее понятность, простоту и естественность.

Цвета
Если ранее мы говорили о мифологии круга и его частей, то сегодня коснемся мифологии цвета. Действительно за каждым цветом в каждой культуре есть свои довольно устойчивые коннотации. Было бы заманчиво просто закрепить лаконичными формулировками значения основных цветов и далее – конструировать смыслы. Однако… цвета бывают сложными. За каждым цветом стоят как позитивные, так и негативные ассоциации. При сочетании два цвета дают третий, неалгебраический результат. Два цвета в сочетании с третьим также получают новые смыслы и т.д. Кроме того, интерпретация цвета меняется в зависимости от его распространенности/доминирования в рисунке, интенсивности, места положения и того, что, собственно, изображено и… под каким углом.

Возьмем в качестве цветового примера этикетку (см. рисунок), которую мы разработали вместе с Татьяной Залуцкой. Здесь использованы три цвета: морковно-оранжевый (далее оранжевый), белый (фон) и черный. Казалось бы, несложно. Оранжевый – цвет солнца, что подкрепляется тематически. Фон – белый и здесь, скорей, воспринимается как отсутствие цвета (воздух). Черный – в европейской традиции устойчиво воспринимается как цвет негатива, страха, отрицания, смерти. Однако черные тут только буквы и черта – т.е. не самостоятельные и/или фигуративные элементы. Черные буквы на белом фоне – это стандарт, и при беглом восприятии черный здесь не воспринимается как цвет. В сухом остатке имеем один действующий цвет – цвет солнца.

Однако при медитативном созерцании этикетки мы все равно возвращаемся к цветовой троице, и психика, лишенная шаблонного контекста, воспринимает концептуальную (символическую) полярность: жизнь (оранжевый) и отсутствие жизни (черно-белый формализм). Или: «табула раса» (белый) и след-отпечаток в пространстве (черные буквы), через что ум уже создает свои смыслы, границы и само прошлое на пути к Солнцу (оранжевый). Красиво? По-моему, да. Возможна ли другая интерпретация? Конечно. А какая верная? Та, которая зацепит лично Вас… И это мы еще умышленно упустили множество дополнительных факторов.

В отличии от рисунка при работе с объемной магнитной мандалой число факторов минимизировано и контролируемо. Из форм имеем: круги двух размеров, квадратики трех размеров, треугольники двух размеров, прямоугольник одного размера и палочки двух размеров. Каждый вариант представлен в 10-ти цветовых решениях. Цвета не смешиваются. В силу раздельности элементов сочетания (двойные, тройные и т.д.) не меняют собственные смыслы каждого цвета. Потому при интерпретации цветового значения можно обойтись всего 3 сопутствующими факторами:
– положение на диске,
– форма;
– размер.

Рассмотрим далее некоторые варианты для интерпретации отдельного элемента с учетом его цвета, формы,размера и положения на диске.

Простейшие примеры
Рассмотрим четыре картинки. На каждой из них элемент находится в центре мандалы. Центр – это главная потребность человека и/или его корневая идентичность. На первой картинке видим большой оранжевый круг. Ведущая потребность человека, выложившего такой вариант – потребность в поддержке, тепле, любви и принадлежности. Размер только подчеркивает дефицит этого. Следует заметить, что для существования дефицита необходимы 2 условия: наличие потребности и ее неудовлетворенность. Это мало кто понимает. (Так, если у меня нет потребности в поэзии, то отсутствие в моем доме книг со стихами не создает во мне соответствующий дефицит). Упомянутая выше потребность может быть выражена как инфантильной личностью, так и осознающим себя взрослым, страстно ищущим Бога. Эта же потребность может быть реализована через идентификацию с ней, т.е. в таком случае человек сам становится солнцем для других. И это может выглядеть навязчиво.

На второй картинке – красный треугольник средних размеров. Человек здесь проявляет свою потребность в самореализации (утверждении своего эго через власть, признание и славу) и полон энергии и решимости (красный цвет). Вероятно, сам ведет себя как треугольник (знак лидерства), иначе не решился бы ставить треугольник в центр.

На третьей снова видим треугольник в центре, но уже маленький, синий и вершиной вниз. Синий говорит о самопогружении, рефлексии, интроверсии. Направленность вниз еще больше усиливает этот мотив. Маленький размер свидетельствует о чувстве незащищенности, потерянности, зависимости. Суммарная интерпретация: человек находится в кризисном состоянии постижения своего иррационального (Ид) и в этом ищет самореализацию.

На четвертой картинке имеем темно-зеленый квадрат среднего размера. Квадрат говорит о потребности в устойчивости, надежности, правильности. Зеленый – цвет гармонии, а темно-зеленый (болотный) свидетельствует о наличии при этом существенного объема вытесненного материала. Такой человек либо сам находится в состоянии острой нестабильности и ищет стабильность, либо сам для всех олицетворяет такую стабильность, консервативность и некоторую медлительность.

Магия и творчество
На одной из своих недавних программ, которая называлась «Управление реальностью», сказал, что магия есть творчество, а творчество – есть магия. И все, что я делаю как специалист – творчество и магия. Чтобы не слишком углубляться здесь, перенесу освещение данной темы в формат отдельной статьи. Напишу. Обязательно, напишу…. Пока же скажу, что «Солнечное Я» – дело откровенно магическое и – творческое.

Магия не начинается с мухоморов, ритуалов, заклинаний и проч. Творчество не «начинается с вешалки» или кисточек. И то, и другое начинается с изменения взгляда на мир. В этом едином пространстве творчества и магии нет почти ничего устойчивого, неизменного. Иначе невозможно создание нового, т.е. того чего нет и не было. Все остальное – технология, ремесло, конвейер, «культурный консерв», эклектика, компиляция – алгебраическое сложение известного для получения заранее известного.

Каждый из нас вправе делать выбор: А) жить скучно, но комфортно или Б) интересно, но без каких-либо гарантий. Алгебра говорит: от перестановки мест слагаемых, сумма не меняется. Магия говорит: когда я становлюсь тобой, а ты становишься мною, не остается ни тебя, ни меня… возникнет что-то принципиально новое. Так рождается и растет ребенок (а психологи, помогая семье, все пытаются объяснить компилятивному уму родителей, что он – не мама, не папа, не где-то между ними и не среднее арифметическое).

Я за вариант Б). Может, потому в школьной математике любил геометрию, а химию предпочитал физике. И химия, и мандалы – наука о превращении.

Как это работает
Условием любого воздействие является соприкосновение – видимое или невидимое. В психотерапии такое соприкосновение подразумевает контакт внешнего и внутреннего. Чтобы это случилось, внешнее должно быть «узнанным» (как, например, Троянский конь). Само узнавание это происходит через некое тождество, обычно – ассоциативное. Суть тождества заключается в единстве «состояния».

В работе с объемной мандалой психика должна «узнать» элементы. Для этого предварительно мы будем входить в медитативные состояния, «пропитывая» через созерцание разноцветные и разноформенные стеклышки явными и скрытыми содержаниями собственной психики. Когда такое закрепление происходит, то дальнейшее передвижение, скажем, квадратика или треугольника в круге – автоматически меняет и внутренний «рисунок» человека. Так действует любая влияющая методика. Только, например, в психоанализе передвигают внутренние фигуры через условные (кодовые) слова, в юнгианской песочнице – двигают фигурки, в расстановках двигаются заместители. Все это – если, конечно, это подлинная душевная работа – происходит в поле (Поле!).

Потому без правильного состояния (в которое я буду учить входить) любая работа с психикой (через мандалу или как иначе) – мартышкина грамота. Эта «передача» состояния и есть главное, сакральное в обучении. Никакие книги и видео это не заменят.

Преимущества и недостатки
Начнем с недостатков объемной магнитной мандалы. Во-первых, количество вариантов самовыражения ограничено размером магнитного диска, количеством элементов, заданными формами и размерами. Это не работа с рисунком… Во-вторых, чтобы полноценно пользоваться этой методикой, надо пройти обучение (разовое и не сложное, но тем не менее). В-третьих, стоимость комплекта – 80 BYN. Правда, стоимость одного комплекта для участника мастер-класса – 50 BYN. Больше одного комплекта по такой цене участник приобрести не может.
А теперь,очевидные преимущества:

  1. КРАСОТА метода.
  2. ГЛУБИНА воздействия.
  3. НОВИЗНА. Это know-how и авторский метод.
  4. ПРОСТОТА в использовании.
  5. Наличие алгоритма для интерпретации.
  6. Вам не нужно обладать специальными изобразительныминавыками и не нужно приобретать бумагу, краски, глину и проч. – все необходимое имеется в наборе.
  7. Задействованы натуральные, не синтетические материалы (стекло, дерево, сталь), что обеспечивает тактильную привлекательность. Данный момент немаловажен, так без этого не происходит «вхождение» в материал и в метод.
  8. Возможность «бесконечного» использования.
  9. Динамичность – вы можете в любой моментвозвратиться к работе, переделать, начать заново.
  10. Полюбившиеся варианты можно запечатлеть на фото (сделать своеобразное портфолио) или просто, повесить нужный вам для медитации вариант на стенку или холодильник.
  11. Портативность. Набор удобен в работе и транспортировке.
  12. Это хороший подарок.
    Думаю, я рассказал достаточно об этом методе, чтобы те, кому это нужно, поняли это. До встречи на мастер-классе. Желаю Вам продуктивной работы над собой.

+375291211872
Мастер-класс по работе с объемной мандалой пройдет
26 октября 2019 с 10:00 до 14:00 (ведущая Марина Комарова)
27 октября 2019 с 10:00 до 15:00 (ведущий Денис Бугулов)

Часто задаваемые вопросы (FAQ)
1.Многие спрашивают, обязательно ли приобретать комплект. Нет, вовсе не обязательно, мы выдадим каждому участнику все необходимое на время мастер-класса. Но если кто хочет уйти с мастер-класса, унеся не только знания и навык, но и что-то «материальное» – он получит такую возможность. Более того, для участника мастер-класса стоимость комплекта 50 BYN, тогда как собственная его стоимость 80 BYN.

2.Надо ли обладать какими-либо предварительными знаниями, чтобы понять мастер-класс? Нет, не надо. Но желательно предварительно прочитать Джоанну Келлогг (Joan Kellogg) в пересказе А.И. Копытина (Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала», 2005), чтобы знать заранее, чего не будет.

3.А есть ли смысл в интерпретациях, если они неизбежно субъективны? Есть, если вы сами относитесь к себе как к субъекту (а не объекту). Но если вы предпочитаете самопознанию вариант, при котором кто-то «объективный» сказал бы вам кто вы и какой, то интерпретация мандал окажется делом напрасным и лишним.

4.Можно ли по мандале диагностировать человека, если его не знаешь? Диагностировать не надо. Можно лишь выстроить свои предварительные гипотезы. Чтобы диагностировать, надо пообщаться с человеком. А лучше всего, диагностировать при помощи мандалы самого себя. Правда, здесь очень понадобится одно редкое качество: честность перед собой.

5.Надо ли человеку все время капаться в себе? Есть заповеди – вот, живи, не греши, и будет тебе счастье.Скажу так: ни копаться в себе, ни окапываться не надо. Лучше творить себя и вокруг себя. Только через со-творение можно понять то, что хочешь понять. Любая вещь и любое слово без такого понимания – бездушны, а заповеди без души – мертвы.

6.Как часто есть смысл раскладывать себя? Я бы не рекомендовал без нужды делать это чаще, чем раз в 28 дней. Но если возникла острая ситуация, вы разбалансированы, сметены, огорчены – не тяните, берите мандалу в руки и заново центрируйте себя.

7.Будут ли мастер-классы повторяться? Да. Будут. Более того, я планирую создать отдельный трехдневный курс по работе с мандалой для профессионалов. Туда смогут попасть только те, кто прошел первый однодневный мастер-класс «Солнечное Я».

Автор: ДЕНИС БУГУЛОВ

ПОЗВОНИТЬ