Up-grade мозга

Хочу затеять разговор о природе человеческого мышления. Во-первых, это то, что меня интересовало с детства: я жутко хотел знать, «как оно там все в голове устроено». Во-вторых, потому что мышление – мой хлеб. Именно способность думать за других и вместо других кормила и кормит меня (работал ли я инженером, редактором или консультантом), и логично было задаться вопросом: почему у меня это получается и что можно улучшить? В-третьих, ситуация в обществе все более критичная: принцип разделения труда дошел до абсурда: люди передоверяют «специалистам» своё здоровье, зачатие, вынашивание, воспитание и обучение детей, сохранение семьи, питание, деньги, передвижение, чтение, счет, свое настроение, внешний вид… Боюсь, скоро мы начнем нанимать тех, кто за нас будет заниматься сексом, путешествовать и получать удовольствие от еды – потому что некогда! Это не фантастика, оглядитесь, последнее из перечисленного уже незаметно подкралось…

№1. ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВСЕ МЕНЬШЕ ДУМАЮТ?
«Я мыслю, значит, я существую», – сказал Рене Декарт. «Я покупаю, значит я есть», – парировала маркетинговая экономика. Что подавляющее большинство людей делает на праздники? Люди идут на лекции, в библиотеки, читают книги, ставят опыты? Нет! Большинство тратит зря деньги. Для того, чтобы хоть в праздник ощутить, что они еще живы.

Я переживаю. Такими темпами, мне скоро некому будет давать тренинги, лекции, не для кого издавать книги. Или придется превращаться в букварь… чтобы тебя понимали.

В 1990 году по обмену учился в публичной школе в Сан-Франциско. В 10 классе уровень математики там соответствовал нашему 4-му. А мои американские ровесники оказались неприятными балбесами. Я увидел там то, что во многом нас ожидало через 20 лет.

МНЕ ЭТО НЕ НРАВИТСЯ!
Почему же все так происходит? Потому что люди по природе глупы и пассивны? Нет. Вовсе не так. По природе человек любознателен и деятелен. Вспомните себя в детстве… Ужасные школьные учителя отбили в нас всякое желание думать? Не ответ: возможно, мы думали не о том, но думали и придумывали изощренные способы как все-таки не учиться и обойти школярство. Может, мировой заговор злодеев-банкиров? Но чтобы злодеи делали, если бы мы сами не тупили?

Ответ, как мне кажется, прост: мы погибаем от собственной ЖАДНОСТИ. «На жадного не нужен нож…», – пели Лиса Алиса и Кот Базилио. Мозг современника стал похож на желудочно-кишечный тракт человека с тяжелой булимией. Мы хватаем информацию не анализируя, не чувствуя, не разбирая. Главное не отстать, ухватить, успеть! А мозг уже устал переваривать пустое и регулярно срывается в ментальную диарею. Информация не держится…Тут уж не до мышления. А нам говорят: мы разработали для вас специальное лекарство, чтобы запоминать еще, еще больше!

Что я могу сделать? По крайней мере, помочь тем, кто хочет думать самостоятельно.

№2. РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Наше восприятие избирательно, но что определяет такую апперцепцию? Характеристики внешнего раздражителя (яркость, резкость, контрастность и проч.) или наш внутренний запрос? И то, и другое. С одной стороны, за наше внимание идет постоянная война. Можно сказать, что вся наша внешняя жизнь это ни что иное, как борьба за внимание. Кто управляет вниманием, тот управляет всем. Кто управляет твоим вниманием, тот и твой хозяин (пусть, на отдельно взятый момент). Объекты и события наперебой кричат нам: обрати на меня внимания. Особенно назойлива в этом деле реклама. Но, с другой стороны, что-то же отфильтровывает этот мега-поток информации?

Отфильтровывает наш внутренний запрос. Если запрос этот еще и осознан, то процесс становится управляемым. Но что делать, если нет ни то что осознания, нет и запроса? Если есть лишь сырые потребности?.. Тогда человек становится сухим листочком на ветру внешних потоков информации. Потому первейшая задача архитекторов потребительской культуры состоит в том, чтобы лишить человека внутреннего. Всего внутреннего: т.е. того пространства, где душа и ее запрос. Тогда не будет фильтра и в человека можно вливать все, что угодно. И победит в этом соревновании тот, кто будет ярче, громче, опасней, грубей! Это, на самом деле, есть косвенный показатель бездушности людей в государстве: чем наглей реклама в целом, тем более выхолощено общество.

Но как происходит фильтрация? Здесь можно выделить 5 уровней.

На высшем уровне отсев происходят на уровне СОСТОЯНИЯ. Тут чуть что не так, и ты говоришь – нет. Это как уловить слабый запах, как дуновение. Состояние не описать словами (разве что в стихах). И такой человек чаще и толком-то не может объяснить, почему нет. Потому такие решения воспринимаются большинством не всерьез, даже теми, кто внятно расслышал свое «нет». Мало кто может довериться своей «чуйке» и потому теряют силы, время, деньги… судьбу.

На втором уровне работает фильтр под названием МИРОВОЗЗРЕНИЕ (или мифология). В самом примитивном виде это выглядит так: не-е, не наше, «бусурманское», а потому – нет. Этот уровень настолько уязвим, насколько неполноценно наше мировоззрение. А поскольку у большинства ныне никого мировоззрения нет (ни советского, ни капиталистического, ни… эфиопского), и внутренняя картина мира– фрактальна, то на этом уровне отсев осуществляют либо совсем «простые» ребята, либо совсем «умные».

Третий уровень отсева осуществляет ЦЕЛЬ. Здесь срабатывает простая функциональность: а оно мне надо? А если надо, то где и когда? Может, красиво, может, престижно, может, вкусно, но – как это отвечает моей главной цели здесь и сейчас? Так ходят по магазинам мужчины (со списком в кулаке). Но и здесь подвох: а многие ли имеют значимую цель? Или, хотя бы «целишку», пусть, всего на год? Ну, ладно, на полгода? Рядовые горожане планируют свою жизнь на месяц (от зарплаты до зарплаты). Бомжи планируют на день. Собаки обычно на 5-15 минут. У аквариумных рыбок нет планов, есть рефлекс и есть память, исчисляемая в секундах. Потому собак можно дрессировать, а рыбок – нет.

Четвертый уровень фильтрации – ВКУС. Ты выбираешь по чувствам: то, что вкусно, красиво и т.п. Так ходят в магазины «блондинки» из анекдотов про себя. Так ведет себя до 5 лет здоровый ребенок. На этот уровень фильтрации рассчитана почти вся реклама (90% рекламы конструируют под женщин и детей).

Пятый уровень фильтрации – СТРАХ. А вдруг чего упущу, а вдруг это важно, а вдруг потом за это придется переплачивать (здоровьем, имуществом, деньгами). На этом уровне рекламируют лекарства и противоугонные штуки. На этом уровне отфильтровывается любая информация, если она не про кратковременное выживание, а именно: духовность, знания, идеология, искусство, отношения. Люди на этом уровне удручающе логичны и неэффективны, потому занимают низшие социальные ступени и, пока не выйдут на второй уровень фильтрации, всегда будут нищими (и материально, и духовно).

Но, если нет даже нет СТРАХА, то человек становится безумным. И здесь нет никакого отбора информации и никакого ее усвоения. Через беззащитное сознание без следа для оного (но не для кошелька) проливаются мегатонны внешних сигналов. Такие люди ходят по сайтам, гадалкам, профессорам, целителям, провидцам, гуру, шаманам, психологам, экстрасенсам… но никто не может их удовлетворить. Потому они еще больше ходят погадалкам, профессорам, целителям… Примечательно, что людей безумных становится столько! и к тому же на всех социальных уровнях, что понятие нормы постоянно корректируется в пользу… меньшинств, т.е. не в пользу самосохранения общества.

№3. ЧТО ДЕЛАТЬ?
По принципу Комментария начинать надо с высшего уровня – Состояния. И это работа с невидимым. Всевозможные варианты такой работы называются духовными практиками. Далее надо работать с Мировоззрением… О, здесь лучшие умы самозабвенно ломают копья!Но без Духа (Состояния) концепция мертва. Потому я пытаюсь дать людями то, и другое через свои книги, тренинги, ретриты, закрытые программы. Однако работа эта – штучная. И нерентабельная.

В общедоступном варианте возможно лишь начинать с третьего уровня фильтрации, с уровня Цели. На этот уровень рассчитана третья ступень программы «Up-grade мозга» – «Третьи врата: системное мышление». Мышление без системного подхода, это как строить дом без архитектурного плана, т.е. как получится… Но! Чтобы попасть на третью ступень необходимо пройти первую и вторую ступени, соответственно: «Первые врата: Искусство запоминать легко» и «Вторые врата: мышление образами». Порядок прохождения первой и второй ступеней не существенен. Можно начать со второй.
Первая ступень ум приводит в рабочее состояние, усиливает память, дает навыки начального структурирования информации и радикально – в разы! – улучшает способности к запоминанию. Это блок ведет мастер из Питера Данила Рославец. Тем же, кто хочет еще глубже вникнуть в тему памяти, рекомендую видеозапись семинара «Работа с воспоминаниями».

На второй ступени человек через образы включает чувство, что на порядок увеличивает эффективность. Без этого любая попытка мыслить – это как постройка здания вслепую. Чувства – компас мышления. Без чувствования, на одной логике, в человеке расцветает обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР): вроде, все логично – на так глупо! Пострадавший здесь выстраивает сложные схемы, бесконечно дробит их, дробит «в паутинку» и, в конце концов, оказывается настолько несостоятелен, что не может сделать и шагу (например, потому что непонятно, какой из двух равноудаленных стогов сена ближе).

Те, кто хоть немного знаком с Джйотиш и хочет лучше понять механизм мышления, почитайте заметку «Правда о мышлении». Кто не знаком c Джйотиш, послушайте семинар «Сущность Тантра Джйотиш». Кто знать ничего не хочет ни про какой Джйотиш, а, просто, из праздности читает этот текст, я предлагаю задуматься о том, что для них высшее? Это может быть мотоцикл, секс, деньги, слава, мнение соседа, футбол, Господь… С системной точки зрения не важно ЧТО; достаточно определить это высшее, чтобы начать к нему движение. Этот принцип главного, или принцип Сурьи (Солнца) – лежит в основе жизнеспособности любого процесса, и, в том числе, мышления. Если человек начнет во всем искать главное для себя и честно двигаться к этому, то рано или поздно (может, в последующих жизнях) невольно придет к СЧАСТЬЮ. А если нет намерения тащится по пыльным дорогам пресловутых перевоплощений, приходите на презентацию, там открываются врата: первые, вторые, третьи. А дальше…

Дальше сами поймете. Ведь Вы уже будете так много уметь.

Автор: ДЕНИС БУГУЛОВ

ПОЗВОНИТЬ